Фауст
Фауст

Режиссер
Александр Сокуров

Сквозь черное стекло
Сквозь черное стекло

Режиссер
Константин Лопушнаский

Коты
Коты

Режиссер
Ришат Гильметдинов

Фатеич и море
Фатеич и море

Режиссер
Алина Рудницкая

Творения или 4Ка Велимира Хлебникова
Творения или 4Ка Велимира Хлебникова

Режиссер
Ирина Евтеева

Галактика
Галактика

Режиссер
Анна Драницына

Хармс
Хармс

Режиссер
Иван Болотников

Закрой глаза (Ночник)
Закрой глаза (Ночник)

Режиссер
Ольга Субботина

fb vk

Александра

Бонусы

Для своего 16-го игрового фильма Александр Сокуров сам написал сценарий, чтобы осуществить давнюю мечту: сделать героиней Галину Вишневскую, легендарную оперную певицу. Ради осуществления этого проекта Сокуров и Вишневская отправились в Чечню. В "Александре" сплетаются нити нескольких циклов, над которыми на протяжении многих лет работал режиссер. Как в "Трилогии власти" ("Молох", "Телец", "Солнце"), Сокуров показывает здесь сильную необычную личность в исторических декорациях, на сей раз подлинных. Как в фильмах "Семейного цикла" ("Мать и сын", "Отец и сын"), он сводит друг с другом двух людей - родных, близких и далеких, похожих и разных, существующих в поле единого притяжения, растянувшемся на сотни километров.

Александр Сокуров и Галина Вишневская о картине

"В этом фильме о войне нет войны"(Александр Сокуров)
-Для меня эта история не про актуальное, а про вечное. Не про нынешнюю Россию, ее политику на Кавказе, ее армию, а про вечную российскую жизнь. Война - это всегда страшное дело. В этом фильме о войне нет войны. Военные действия выведены за пределы картины. Я не люблю военный игровой кинематограф. Стоило мне один раз побывать и посмотреть на войну, сразу все эффектные атаки, красочные взрывы, в рапиде падающие тела навсегда оказались для меня связаны с понятием "пошлость", "фальшь". В войне нет никакой поэзии, никакой красоты, и снимать ее поэтично нельзя: это невыразимый ужас, невыразимое унижение человека. И чтобы это понять, достаточно раз по-настоящему побывать в этих обстоятельствах. "Александра" было рабочим названием, но оба продюсера, русский и французский, просили оставить его таким. В имени Александра слышен общемировой корень. Это имя - простая, прямая дорога к персонажу.

-То, что мы называем современностью, очень относительно. Время, которое мы снимали, по отношению к сегодняшнему дню - уже прошлое. Мы пытались сформулировать те коллизии, которые были, есть и будут. Такое "настоящее продолженное время". Я - сын военного, я жил в военных городках, для меня в жизни военных нет никакой экзотики. Человеку с обостренным социальным чутьем наш фильм может показаться очень современным, но в "Александре" нет актуальности. Там не звучит ни одного слова, которое не могло бы прозвучать сорок лет назад. И я не уверен, что в будущем, через сорок лет что-то изменится. Мы в этом фильме говорим о константах, и не только российских. Героиней могла быть американка, приехавшая к внуку в Ирак, или англичанка, приехавшая к своему внуку в Афганистан. Я знаю, какой страшной ценой дался сегодняшний мир Чеченской республике. Знаю о многочисленных преступлениях и ожесточении людей во время войны. Но война кончилась, и мы должны возвращаться друг к другу, взаимно уважая жертвы. Наш фильм – художественный вымысел, а не публицистическая акция. В нашем фильме мы ищем пути людей друг к другу – и находим их.

"Я не могла отказаться от этой роли"(Галина Вишневская)
-Сокуров просто сказал, что это очень нужно сейчас - сделать такой фильм про Чечню. Без войны в картинках, без бомбежек и стрельбы, чтобы попробовать понять и разобраться в самих себе. К тому же он настаивал, что видит именно во мне характер своей героини…
В этом фильме нет ничего в лоб, нет никакого морализаторства. Просто срисована с натуры, списана картинка жизни - три дня в Грозном, бабушка навещает внука - 27-летнего капитана, который в Чечне в командировке. Разные ситуации, встречи, разговоры. Диалоги не длинные, постановочного нет практически ничего - все в реальных декорациях… Есть даже эпизод, в котором я забираюсь на бронетранспортер.
В картине нет истории героев. Подразумевается, что это пожилая женщина, возможно, учитель в прошлом, жена военного и внук тоже военный. Просто русская женщина, и ее глазами - вся ситуация.
Самым трудным было слезть с брони. Причем не только в прямом смысле. Слезть с брони в мирную жизнь - именно это и есть самое трудное сегодня для всех в Чечне.

"Ее голос, ее лицо поразили меня еще в детстве..."(Александр Сокуров)
-Ее голос я впервые услышал еще школьником. Этот голос был необыкновенен. Позже я посмотрел по телевидению фрагмент оперы Дмитрия Шостаковича "Катерина Измайлова", и тогда впервые увидел ее лицо. И это было необыкновенное лицо.
В Галине Вишневской я нашел то, чего не находил в других: красивый человек, абсолютно органичный и с уникальным голосом. А когда я был студентом исторического факультета, я узнал о противостоянии семьи Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской советскому государству, как тогда казалось, большому, монолитному…
Я много раз вспоминал и думал о ней, но не надеялся, что судьба нас сведет. Несколько раз мне предлагали делать оперные спектакли, я отказывался. Однажды раздался звонок и очень знакомый мужской голос сказал: "Здравствуйте, я Слава, мне нужно с вами поговорить". Я тотчас узнал голос Мстислава Ростроповича. Он приехал в Петербург, предложил мне ставить с ним оперу. А потом вошла Галина Павловна, и я ее увидел. С того момента я понял: все, о чем я думал, будет оживать. Однажды утром начали проступать детали замысла фильма с ней в главной роли. Фильма, который я хочу создать для нее и во имя ее. Я позвонил ей в Париж, и рассказал историю, которая возникла во мне. Помню ее молчание и первые слова: "Конечно, обязательно мы будем работать". Когда она прочла сценарий, то сказала лишь одно: "Неужели я смогу это сделать?".

-Я приезжал к Вишневской в Москву, мы слушали записи Шаляпина, смотрели фильмы с Анной Маньяни, разбирали их. Пытались разобраться, что такое некрасивая женщина на экране, и как красива эта некрасота. Работала она напряженно и очень результативно: я чувствовал, как она меняется. Никакой гордыни, никакой спеси. Она прекрасно понимала, что ей предстоит совершить акт перевоплощения, который дается одному артисту из тысячи.
Вишневская - абсолютно исключительный случай. С ней было достаточно одного-двух дублей. Она воспринимала замысел с полуслова. Органичность, абсолютная концентрация, очень точная реакция на физическое действие, блестящая работа с партнером. Она актриса такого уровня, что способна выполнять не только свою работу, но и вдохновлять своего партнера. Если возникает пауза во время съемок, она ни с кем не разговаривает: надевает наушники и слушает музыку. Поражает ее желание сохранить стать накопленного состояния и нежелание его расплескать. Масштаб ее личности грандиозен. Привыкнуть к этому и соразмерить себя с ней для многих было трудно.

"Съемки проходили в экстремальных условиях"(Александр Сокуров)
-Чем художественнее задачи, тем больше требуется честности. Чечню в последние годы всегда снимали в Кабардино-Балкарии. Но мы снимали в Чечне: там другое дыхание. Съемки велись в самом пекле - в Грозном, под Грозным и в Ханкале, где расположена российская группировка войск. Съемки длились 28 дней и проходили в экстремальных условиях. Мне необходимо было туда поехать: там реальный воздух, реальные люди, реальное напряжение. Все-таки фильм - неповторимая часть жизни. У меня нет права тратить жизнь на черновики. Чтобы говорить с честью и достоинством о том, о чем мы говорим, надо было пройти через опыт риска. На съемки мы ездили в бронированных машинах, у нас был эскорт: ведь там - постоянные подрывы, нападения, дороги заминированы. Галина Вишневская жила в бункере, мы ее возили отдельно. Меняли номера, машины, маршруты, все было закодировано. В некоторых случаях выходили из машины: семь минут съемки, а потом сразу обратно. Мы снимали там, где люди служат, живут, спят, едят. Эта атмосфера помогла нам что-то сбалансировать, увидеть точнее и чище.

Тридцать дней за двойной стеной (Галина Вишневская)
-Все снималось в солдатских частях в самом Грозном. При нас как раз убили Басаева. Обстановка была очень серьезная. Я жила в резервации, если можно так назвать лагерь ФСБ. Это закрытая территория, за стеной - двойная стена, двое или трое ворот открываются и закрываются, чтобы туда проехать. В машине с нами всегда был автоматчик. Шофер вооруженный, и на съемку сзади ехало сопровождение - еще пять человек с автоматами. Каждый день работали по десять часов. И так тридцать дней за двойной стеной - в фильме нет ни одного кадра без моей героини.
Помню один разговор с чеченками, как раз о детях шла речь, так они мне с гордостью такой сказали: до войны чеченцев был миллион, а теперь - миллион двести тысяч. Нацию они сохранили. А еще там все молчаливые, какие-то напряженно собранные - что чеченцы, что наши солдаты и офицеры. Беззаботности, безалаберности сугубо мирной не чувствуется - все зажаты. …Жизнь очень трудная. У чеченцев - особенно. Спрашиваешь когда что-нибудь - отвечают. Но голова, память, сердце заняты другим, и это ощущается. Все устали от такой жизни. Всем хочется, чтобы все это кончилось и стало по-другому. Как это сделать и как это "по-другому", наверное, об этом люди и молчат.

Краткая история чеченской войны
Первая Кавказская война была начата еще в 1817 году и продлилась до 1864-го, став одной из самых продолжительных и кровопролитных в истории Российской империи.
В 1859-м в состав России вошла Чечня. С 1920-го она в составе Горской автономной республики, с 1936 в составе Чечено-Ингушской республики. 1944-й - депортация 500 тысяч чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию по личному решению Сталина "за пособничество врагу" во Второй Мировой войне. После распада СССР в октябре 1991 избран президент Чечни Джохар Дудаев, провозгласивший независимость Чечни от России. 1 декабря 1994 начинается война, российские войска входят на территорию Чечни. Война прекращена в 1996-м с гибелью Дудаева и заключением соглашений в Хасавюрте. В августе 1999-го военные действия возобновляются после вторжения отрядов боевиков Басаева и Хаттаба на территорию Дагестана (Россия). Только по официальным данным первая чеченская война унесла до 50 тысяч жизней мирных жителей и до 6 тысяч жизней российских солдат. Во второй войне погибло от 15 до 25 тысяч гражданских лиц, сотни тысяч человек стали беженцами.

Белые ночи
Белые ночи

Режиссер
Дмитрий Светозаров

Преступление и наказание
Преступление и наказание

Режиссер
Дмитрий Светозаров

Тень
Тень

Режиссер
Дмитрий Светозаров

Бабье лето
Бабье лето

Режиссер
Дмитрий Светозаров

Снегурочка
Снегурочка

Режиссер
Дмитрий Светозаров

Мать-и-мачеха
Мать-и-мачеха

Режиссер
Дмитрий Светозаров

А.Д.
А.Д.

Режиссер
Дмитрий Светозаров

Дилер
Дилер

Режиссер
Виктор Бутурлин, Алексей Лебедев

Смотреть фильмы в хорошем качестве